Выборы Политика

Названы инструменты общественного контроля за выборами-2024 в России

Совокупность форм, методов и конкретных приемов работы общественных наблюдателей определяется целями контроля на конкретном этапе избирательной кампании.

При голосовании в помещении для голосования наблюдателями на избирательных участках, наблюдатель осуществляет визуальный контроль процесса, подкрепленный фото и видео фиксацией.

Наблюдатель на избирательном участке является незаменимым свидетелем при проверке достоверности сведений, содержащихся в СМИ и социальных медиа. Эксперты, работающие в системе общественного наблюдения, имеют возможность проверить информацию непосредственно у наблюдателя, находящегося на избирательном участке. Такая проверка позволяет быстро и обоснованно выявлять недостоверные, фейковые сообщения.

Любой наблюдатель, находящийся в самой удаленной точке России, может сообщить о возникшей проблеме и получить консультации квалифицированных электоральных экспертов.

Центры общественного наблюдения (ЦОН) позволяют всем участникам избирательного процесса, имеющим право на контроль действий в помещениях для голосования, не только осуществлять видеонаблюдение, но и в случае необходимости пользоваться возможностями пересмотра видеозаписи для уточнения спорных моментов хода голосования и подсчета голосов.
ЦОН создаются на базе Общественных палат при технической поддержке избирательных комиссий и являются эффективным инструментом контроля на выборах.

Отработанными практиками наблюдения за ДЭГ стало наблюдение через ноду блокчейна и очное наблюдение в ТИК ДЭГ. Нода наблюдения будет гарантировать непрерывное, стабильное подключение к серверам блокчейна, отражая транзакции в реальном времени. Проводится активная работа по обучению будущих ДЭГ-наблюдателей.

Не остается без внимания общественное наблюдение за голосованием в местах принудительного содержания, которое в течение долгого времени являлось предметом информационных спекуляций. Было найдено решение, направить в качестве общественных наблюдателей на избирательные участки, созданные в СИЗО, членов Общественных наблюдательных комиссий.
Устоявшейся практикой, сочетающей мониторинг и экспертизу полученных данных с возможностями наблюдения, стало использование портала Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» . К избирательному циклу 2024 года были модернизированы основные технологические инструменты Ассоциации НОМ: общедоступный Интернет-портал nom24.ru и мобильное приложение НОМ. В дни выборов в мобильном приложении наблюдатель имеет оперативный доступ к адаптированным памяткам и чек-листам, которые помогают осуществлять деятельность по контролю за соблюдением избирательных прав граждан.
Электоральные эксперты активно участвуют в формировании рекомендаций по совершенствованию избирательного процесса, в том числе нормативно-правовой базы.

Многообразие практик общественного наблюдения базируется на едином подходе к его проведению. При этом практика общественного наблюдения является технологичной и всегда должна отвечать требованиям времени и новациям избирательного процесса.

Методологическую основу общественного наблюдения представляет «Золотой стандарт», который является эталонным чек-листом для работы на выборах. «Золотой стандарт» общественного наблюдения –– базовый документ для наблюдателей, стандартизирующий ход голосования и процедуры наблюдения и контроля за выборами. Стандарт ежегодно обновляется, что позволяет наблюдателям избегать ошибок, связанных с применением законодательных новелл.

Цифровизация избирательного процесса и внедрение ДЭГ потребовало разработки аналога «Золотого стандарта» для дистанционного голосования. В 2023 году Общественной палатой России, при содействии IT-экспертов, был разработан Стандарт наблюдения за ДЭГ — пошаговая инструкция более чем из 60 пунктов.

Весь процесс обучения проводится по единой методической программе, которая является результатом совместной работы Координационного совета по общественному контролю за голосованием и Ассоциации НОМ.

Пристальное внимание сегодня приковано к подготовке к выборам в новых регионах Российской Федерации: Луганской и Донецкой Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях.

При поддержке общественных организаций в новых регионах также проводится обучение наблюдателей, в том числе, учитывающее контекст проведения выборов, необходимость обеспечения безопасности избирателей и повышенные риски информационных и иных атак на избирательный процесс.

Наблюдение на участках в ходе текущей президентской кампании станет самым масштабным как по количеству участников, так и по набору возможностей для организации наблюдения.

Темы: , , , ,
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 66 = 67