Форум информационных технологий «Цифровые решения» проходит с 12 по 15 ноября в Национальном центре «Россия» в Москве. Делегацию Новосибирской области возглавил руководитель цифровой трансформации региона, первый замгубернатора Юрий Петухов, также в составе делегации – министр цифрового развития и связи региона Сергей Цукарь.
Мероприятие проводит Минцифры России при поддержке Правительства РФ в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Форум объединил ведущих представителей российского ИТ-бизнеса и органов государственной власти для диалога по всем направлениям цифровой трансформации.
Одним из главных событий форума стала пленарная сессия с участием Председателя Правительства России Михаила Мишустина. Дискуссию посвятили цифровой трансформации. Участники обсудили, как проходит реализация нацпроекта «Экономика данных». Ключевыми темами стали: развитие отраслей ИТ и телекома, искусственный интеллект и цифровые платформы, российское «железо» и кибербезопасность, кадры для цифровой экономики.
В рамках пленарной сессии «Цифровая трансформация регионов: достижения и вызовы» представители субъектов рассказали, как внедряют цифровые технологии. Модератором выступил Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев. Первый вице-губернатор Юрий Петухов в своем выступлении обозначил ключевые достижения Новосибирской области в сфере цифровой трансформации. Это в первую очередь устранение цифрового неравенства. За последние пять лет устойчивую мобильную связь и Интернет получили более 10 тысяч домохозяйств области. Сегодня 98% жителей Новосибирской области обеспечены мобильным связью и интернетом. В этом году Интернет придёт в 52 населенных пункта, а в 2026 году будет полностью завершено подключение малых сел с численностью от 100 жителей.
Кроме того, регион в лидерах по трансформации госуслуг и внедрению клиентоцентричности: 100% социально значимых услуг переведены в электронный вид. Более половины от всех заявлений на услуги подается в электронном виде. В 2025 году Новосибирская область первой в России обеспечила для родителей возможность заключить договор с детским садом онлайн в приложении «Госключ». Разобраться в большом количестве цифровых сервисов помогает созданный в 2022 году Единый контактный центр 110. Среди ключевых проектов на базе искусственного интеллекта – поиск преступников с помощью компьютерного зрения, розыск пропавших детей, обнаружение пожаров, помощь врачам, а также автоматизация типовых процессов госслужащих. Набор ИИ-сервисов предоставляет возможность сотрудникам органов власти решать разные задачи, сокращая время и ускоряя работу. Для развития решений прикладных задач и тиражирования успешных практик в рамках соглашения со Сбером в 2026 году появится лаборатория генеративного ИИ.
«Новосибирская область – регион с богатой научной, технологической историей. Мы гордимся нашими айтишниками. У нас их свыше 30 тысяч, три тысячи ИТ-компаний. По уровню развития отрасли программного обеспечения Новосибирская область занимает четвертое место. На базе новосибирского Академгородка сформирован ИТ-кластер. В регионе создан «ИТ-Клуб» – площадка для прямых коммуникаций власти и ИТ-бизнеса. Высоких результатов удается достигать благодаря активному участию региона в пилотных проектах Минцифры и поддержке федерального центра. Мы за любые новации и инициативы, зачастую выступаем первопроходцами, например, по обучению робота Макса или внедрению экспериментального правового режима в сфере цифровизации охоты. Второй немаловажный фактор – это личная вовлеченность Губернатора Новосибирской области Андрея Александровича Травникова, детальная погруженность во многие проекты, высокое внимание к созданию и развитию ИТ-инфраструктуры, системы кибербезопасности региона, импортозамещению», — подчеркнул Юрий Петухов.
Также участники обсудили, что нужно для ускорения перехода на российское ПО, какой поддержки от государства не хватает, с какими вызовами сегодня сталкивается цифровизация.
На образовательной сессии «Клиентоцентричность в государственном управлении» были представлены успешные практики Новосибирской области, реализуемые в рамках проекта «Государство для людей». В частности, ИИ инструменты клиентоцентричности. Возможности искусственного интеллекта позволили автоматизировать документооборот, оперативнее создавать отчеты, справки, письма, обрабатывать запросы граждан, оптимизировать рабочие процессы. В результате повысилось качество ответов на обращения граждан. Наблюдается кратный рост обратной связи от жителей с увеличением положительных оценок.
